State Committee on Property of the Republic of Belarus Сoat of arms of Minsk region

State Committee on Property of Minsk Oblast Executive Committee

Frequently asked questions

Вопрос: Сформирован ли Минским областным исполнительным комитетом перечень объектов недвижимости на 2021 год, в отношении которых органами местного управления и самоуправления может быть реализовано преимущественное право на приобретение в случае их продажи?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 581 «О приобретении объектов недвижимости для местных нужд» Минский областной Совет депутатов  либо по его поручению Минский областной исполнительный комитет (далее – облисполком) ежегодно до 10 декабря формирует и утверждает на очередной год перечень находящихся на территории Минской области объектов недвижимости, которые могут быть использованы для местных нужд и в отношении которых в случае их продажи органами местного управления и самоуправления может быть реализовано преимущественное право на их приобретение за счет средств, запланированных в местном бюджете на эти цели.

В связи с отсутствием предложений о приобретении объектов недвижимости, указанный перечень облисполкомом на 2021 год не формировался.


Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регламентирован порядок отчуждения имущества ОАО с долей государства?

Ответ: Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992 года, Гражданским кодексом Республики Беларусь, уставом ОАО.


Вопрос: Распространяется ли порядок отчуждения имущества, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом», в отношении имущества, являющегося собственностью ОАО с долей государства?

Ответ: Порядок, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом», регулирует отчуждение исключительно государственного имущества. Имущество ОАО находится в частной собственности.


Вопрос: Я являюсь владельцем акций, приобретенных в обмен на ИПЧ «Имущество». Могу ли я их продать в настоящее время?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц», если иное не определено Президентом Республики Беларусь, облисполком имеет преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, расположенных на территории Минской области, приобретенных гражданами за ИПЧ «Имущество» и на льготных условиях. Перечень ОАО, в отношении которых облисполком имеет преимущественное право, размещен на сайте Минского облисполкома. В случае, если Вы не являетесь акционером ОАО, включенного в указанный перечень, Ваши акции могут быть беспрепятственно проданы любому покупателю. В то же время, если Вы являетесь акционером указанного в данном перечне ОАО, при намерении продать акции Вы обязаны направить уведомление в облисполком с указанием цены их продажи либо разместить заявку о продаже акций в БЕКАС. Если в течении 90 календарных дней со дня получения облисполкомом уведомления либо со дня размещения заявки в БЕКАС, решение о приобретении не принято, такие акции могут быть проданы любому третьему лицу по цене не ниже указанной в уведомлении.


Вопрос: Я являюсь акционером открытого акционерного общества. Как узнать начисляются ли на принадлежащие мне акции дивиденды и каким образом можно их получить?

Ответ: Необходимо обратиться в акционерное общество с вопросом какие решения по выплатам дивидендов принимались общим собранием акционеров за интересующие годы. Если принято решение начислять дивиденды и утвержден размер дивиденда на одну акцию, то за получением суммы можно обратиться непосредственно в акционерное общество.


Вопрос: Имущество, приобретенное на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, при осуществлении покупателем – индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности использовалось частично. Нарушено ли покупателем одно из обязательных условий договора купли-продажи, и каковы последствия в данном случае?

Ответ: Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее – Указ № 169), регулирующий отношения по распоряжению государственным имуществом, устанавливает обязательные условия при продаже недвижимого имущества на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, одним из которых является срок начала и период осуществления покупателем предпринимательской деятельности с использованием приобретенного недвижимого имущества и (или) построенного после его сноса.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, не предполагается возможность осуществления предпринимательской деятельности на части приобретенного недвижимого имущества. Приобретенный либо построенный объект недвижимости подлежит задействованию в хозяйственном обороте в полном объеме.

Нормативными правовыми актами не регламентированы минимальные и максимальные сроки осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, райгорисполкомы вправе устанавливать их исходя из экономических интересов и потребностей региона.

Справочно. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и законодательством о распоряжении государственным имуществом, право определять в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью административно-территориальной единицы является исключительной компетенцией соответствующего Совета депутатов. При этом распоряжение имуществом от имени административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Аналогичным образом, исходя из указанного принципа социальной направленности регулирования экономической деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь), будет решаться вопрос о защите нарушенных прав по договору, в том числе, при необходимости в судебном порядке (статья 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Пунктом 25 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом № 169, установлено, что контроль за совершением и исполнением сделок по распоряжению имуществом, а также принятие решений о полном исполнении приобретателем имущества обязательств по этим сделкам осуществляются государственными органами и организациями, принявшими решение об отчуждении.


Вопрос: Возможно ли применение продавцом имущества, находящегося в государственной собственности, термина «неэффективно используемое имущество» относительно субъектов предпринимательской деятельности – покупателей государственного имущества?

Ответ: Термин «неэффективно используемое имущество» используется в Указе Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 для работы с государственным имуществом в части включения его в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2019 г. № 763 «О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества» для определения порядка организации работы по вовлечению в хозяйственный оборот указанного государственного имущества.


Вопрос: Предусмотрена ли ответственность для индивидуального предпринимателя – покупателя имущества, приобретенного на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, в случае несоблюдения им установленного договором купли-продажи периода осуществления предпринимательской деятельности с использованием этого имущества вследствие ликвидации покупателя? Возможно ли расторжение договора купли-продажи и возврат покупателем приобретенного им имущества без применения штрафных санкций?

Ответ:Пункт 24 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 (далее – Указ № 169), устанавливает ответственность за неисполнение обязательных условий продажи.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность осуществляется физическими лицами под свою имущественную ответственность. Кроме того, в силу статьи 23 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Согласно статьям 388 и 389 Гражданского кодекса обязательство прекращается смертью гражданина либо ликвидацией юридического лица. Таким образом, гражданское законодательство не предусматривает прекращения обязательства индивидуального предпринимателя в связи с прекращением его деятельности.

Справочно. Вопрос имущественной ответственности юридического лица, в отношении которого собственником имущества (учредителями, участниками) принято решение о ликвидации, решается следующим образом. В силу нормативного предписания статей 59 и 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь ликвидационной комиссией юридического лица принимаются все возможные меры для выявления кредиторов и удовлетворения их требований в установленном порядке.

Гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При этом за неисполнение обязательств, устанавливаемых для покупателя имущества с начальной ценой в размере одной базовой величины, покупатель (приобретатель) несет ответственность в виде уплаты в бюджет разницы между оценочной стоимостью приобретенного имущества, действующей на дату принятия решения о его продаже (передаче), увеличенной с учетом индекса цен производителей на промышленную продукцию производственно-технического назначения, и ценой приобретения этого имущества (пункт 24 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденного Указом № 169).


Last modified on 2021-04-20